Первая консультация бесплатно

Указание ГУООП СОБ МВД России от 26 октября 2001 г. № 12/4372 «Об организации работы по контролю за деятельностью негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных детективов и охранников» (не действует с момента принятия Приказа МВД России № 330 от 8.04.08 г., в то же время на практике продолжает использоваться форма Акта проверки НОУ)


М И Н И С Т Е Р С Т В О
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
(МВД  России)

Служба общественной безопасности
Главное управление
обеспечения общественного порядка
117049, Москва, ул. Житная, 16
26.10.2001    
№12/4372

Начальникам МОБ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (по списку)

Об   организации  работы   по контролю   за   деятельностью
негосударственных  образова-
тельных учреждений по подго-
овке  частных   детективов  и
охранников

В настоящее время в Российской Федерации действует 232 негосударственных образовательных учреждения по подготовке частных охранников и детективов. Наибольшее число НОУ зарегистрировано в гг. Москве (30) и Санкт-Петербурге (14), Московской области (12), Краснодарском крае (7), Самарской области (7). 

В последнее время в этой сфере деятельности проявляются негативные тенденции.  Сотрудниками МВД России неоднократно выявлялись факты выдачи свидетельств без прохождения обучения или обучения экстерном, открытия в различных городах  филиалов и представительств без соответствующей регистрации.

Имеются серьезные недостатки и упущения в организации процесса обучения, ведении документации.  В ряде субъектов Российской Федерации нарушаются требования ст. 15 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и приказа Министерства образования России № 3208-2000 г. в части обязательного согласования программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации частных детективов и охранников с МВД России и осуществления контроля за деятельностью НОУ. 

Так, при проверке Центра по подготовке частных охранников широкого профиля «Атлетико», НОУ «Дружина» (г. Москва), «Динамовец» (г. Липецк)  установлены факты отсутствия согласованных с МВД России учебных планов и программ, экзаменационных ведомостей, необходимых учебно-методических материалов, договоров на аренду учебных аудиторий, спортзалов и тиров. Прием и выпуск слушателей соответствующим образом не оформлялся, экзаменационные сессии проводились без участия сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы, отсутствовал учет бланков свидетельств о прохождении курса обучения и присвоении квалификации. Приказы о назначении ответственных лиц за проведение учебно-тренировочных стрельб не оформлялись. Программой подготовки частных детективов «Регионального центра подготовки казаков к несению государственной и иной службы «Служу Родине» (г. Барнаул), предусматривалось изучение форм и методов оперативно-розыскной деятельности, т.е. вопросов, отнесенных законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов. Аналогичные нарушения выявлялись в ходе проверок негосударственных учебных центров в других регионах.

Результаты анализа операций «Вихрь-Антитеррор», «Щит» и  проведенные ГУООП СОБ МВД России проверки   показывают, что руководители подразделений лицензионно-разрешительной работы не уделяют должного внимания контролю за деятельностью негосударственных школ подготовки частных охранников и детективов. Проверки осуществляются нерегулярно и формально. Организация и проведение учебно-тренировочных стрельб со слушателями не контролируются, учетные дела на НОУ отсутствуют. Рекомендации УЛРР ГУООП СОБ МВД России от 8.10.97 г. № 12/2513 в практической деятельности подразделений ЛРР не используются. Временно приостановившие свою деятельность, действующие без лицензии или оказывающие незаконные услуги НОУ не выявляются.

Одной из причин резкого роста утрат и хищений огнестрельного оружия, неспособности охранников организовать эффективную защиту охраняемого имущества и оказать противодействие при нападениях на охраняемые объекты  является низкое качество специальной подготовки в негосударственных учебных центрах. Имеются примеры, когда охранники в  случаях  экстремальных ситуаций на объектах не способны  действовать в соответствии со складывающейся обстановкой. 

Так, в сентябре т.г. в г. Москве в результате вооруженного нападения на ювелирный магазин «Вэлита» огнестрельное ранение было получено охранником ЧОП «Группа Беркут – 100» Матюшиным А.Б., служебное оружие и патроны к нему похищены. Преступники скрылись.

В июне т.г. в г. Перми в результате вооруженного нападения на автомашину  огнестрельные ранения были получены водителем-экспедитором ООО «Металлика» Костаревым М.Ю. и охранником ЧОП «Баристер» Филипповым С.Г. Преступники завладели крупной суммой денег и скрылись.

Несмотря на наличие в деятельности НОУ значительного количества нарушений, низкое качество профессиональной подготовки обучаемых сотрудники подразделений ЛРР своевременно на них не реагируют, необходимые управленческие решения на принимают. Должное оперативное сопровождение данной сферы и взаимодействие с другими подразделениями МОБ и криминальной милиции не налажено.

В целях совершенствования контроля за деятельностью негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных детективов и охранников, повышения уровня квалификации специалистов в охранно-сыскной сфере,  необходимо:

1. Принять эффективные меры к организации взаимодействия и обмена информацией  с подразделениями службы криминальной милиции и территориальными органами образования по  вопросам осуществления контроля за деятельностью негосударственных образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для частной охранно-сыскной деятельности. 

2. До 28 декабря 2001 года осуществить проверки всех негосударственных учебных заведений по подготовке частных детективов и охранников. К проведению проверок привлечь представителей налоговых органов и прокуратуры, специалистов департаментов образования субъектов Российской Федерации. Обобщенную информацию о результатах с приложением списка зарегистрированных на обслуживаемой территории учебных центров направить в ГУООП СОБ МВД России одновременно с представлением отчета за 2001 год. Впредь указанные проверки проводить ежеквартально. 

3. При проведении периодических проверок работников охранно-сыскных предприятий на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, выявлять выпускников НОУ, имеющих слабые теоретические знания и практические навыки. Сведения об указанных фактах обобщать, анализировать и направлять для принятия мер в  органы  образования, выдавшие лицензии данным учебным центрам.

4. В подразделениях  ЛРР МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации сформировать учетные дела на  зарегистрированные,   фактически действующие на обслуживаемой территории учебные центры и их филиалы по прилагаемой форме.

5. Особое внимание уделять организации учебно-тренировочных стрельб в НОУ, в том числе выполнению 3-х упражнений стрельб из служебного оружия, наличию договоров с тирами, необходимых плакатов, макетов и уровню преподавания огневой и правовой подготовки обучающихся в школах.

6. Обеспечить  выполнение требований  ст. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 г. № 796, и приказа Минобразования России № 3208-2000 г.   в части  осуществления негосударственными учебными центрами обучения частных детективов и охранников только по программам, прошедшим согласование в ГУООП СОБ МВД России.

Ввести в практику  согласование в  подразделениях ЛРР МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации проектов  учебных программ НОУ, претендующих на получение лицензии или продление ее срока действия.  

7. При проведении ежемесячных занятий по правовым основам и отработке действий частных охранников на охраняемых объектах при возникновении нестандартных ситуаций   использовать возможности преподавательского состава и специалистов негосударственных учебных центров.

8. В ходе  служебных расследований по фактам чрезвычайных происшествий в охранно-сыскных структурах проверять качество и эффективность обучения слушателей в НОУ, состояние организации профессиональной подготовки частных охранников непосредственно в охранно-сыскной структуре. В заключениях служебных расследований определять необходимые рекомендации руководству частных охранных предприятий и служб безопасности по организации переподготовки и повышения квалификации персонала. 

9. О принятых мерах и наработанных методах организации контроля за деятельностью негосударственных образовательных учреждений доложить в ГУООП СОБ МВД России одновременно с предоставлением отчета по форме 1-РС по итогам работы за 2001 год. 

Приложение: на 8 листах.

Первый заместитель начальника

генерал-майор милиции                                                         М.Н. Артамошкин

Основные требования,
предъявляемые к учебно-методической документации,  
представляемой негосударственными образовательными учреждениями по подготовке кадров для частной охранно-сыскной деятельности на согласование в МВД России

1. Учебный план

наименование дисциплин (предметов)

количество учебных часов по дисциплинам

общее количество часов   

2. Учебно-тематический план

наименование дисциплин (предметов)

наименование тем 

виды проводимых занятий (лекции, семинары, практические занятия)

количество учебных часов по  каждой теме

итоговое количество часов по программе.

3. Программа обучения

а) титульный лист:

полное наименование образовательного учреждения

отметка  об утверждении программы руководителем НОУ

вид программы (подготовка, переподготовка, повышение квалификации)

категория (детектив, охранник)

город, год разработки

б) примерная структура: 

- правовая подготовка  (не менее 60 часов)

- тактико-специальная подготовка (не менее 70 часов)

- техническая подготовка (не менее 20 часов)

- огневая подготовка (не менее 30 часов)

- психологическая подготовка (не менее 10 часов) 

- медицинская подготовка (не менее 10 часов)

- специальная физическая подготовка (не менее 20 часов)

в) в программе подробно, в развернутом виде излагаются все изучаемые темы и вопросы

Г) общее минимальное количество учебного времени:

- программа подготовки                                             не менее 240 часов

- программа переподготовки                                     не менее   72 часов

- программа повышения квалификации                   не менее   50 часов

д) литература, использованная при разработке программы

Перечень

тем и вопросов, подлежащих обязательному включению в учебные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации частных  детективов и охранников

1. Вопросы, общие для частных детективов и охранников.

Законы Российской Федерации «Об оружии»(стст. 1-6, 12, 22, 24, 26, 27), «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты, регламентирующие частную детективную (сыскную) и охранную деятельность в Российской Федерации. Основные положения Конституции Российской Федерации, уголовного (стст. 37-39, 203, 222, 224, 225 УК), административного (стст. 159, 172, 173 КоАП), уголовно-процессуального и гражданского законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления частной охранно-сыскной   деятельности.   

Цели, задачи и принципы деятельности частных детективных/охранных  предприятий, служб безопасности на предприятиях, права и обязанности частного детектива/охранника.

Основания, порядок и правила применения огнестрельного оружия (только для охранников) и специальных средств. Основные виды, тактико-технические характеристики служебного и гражданского оружия (только для охранников), газовых пистолетов и револьверов, механических распылителей, аэрозольных устройств и других специальных средств, разрешенных действующим законодательством к применению частными охранниками. Меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием (только для охранников) и специальными средствами. Порядок информирования органов внутренних дел о применении огнестрельного оружия (только для охранников).

Порядок оказания доврачебной медицинской  помощи лицам, получившим телесные повреждения при огнестрельных ранениях, поражении слезоточивыми и раздражающими веществами, а также иных травмах, связанных с применением специальных средств. Неотложные действия по направлению потерпевших в лечебные учреждения, охране места происшествия и информированию органов внутренних дел.

Виды, тактико-технические характеристики и правила использования средств радиосвязи, разрешенных действующим законодательством к применению частными детективами и охранниками.

Вопросы взаимодействия с органами внутренних дел, в том числе  при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Действий в нестандартных и конфликтных ситуациях.

 Меры безопасности и порядок действий при обнаружении подозрительных предметов.

Приемы рукопашного боя и самозащиты.      

2. Тактико-специальная подготовка для частного детектива.

Методика, тактические приемы, особенности:

- сбора необходимой для выполнения должностных обязанностей информации;

- розыска без вести пропавших граждан;

- поиска утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества. 

Порядок уведомления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело, о заключении контракта с клиентом на сбор сведений по данному уголовному делу.

3. Тактико-специальная подготовка частного охранника. 

Вопросы обеспечения безопасности. Способы, тактические приемы: 

- защиты жизни и здоровья граждан,

- охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке,

- проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации.

Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Особенности охраны жилого сектора. 

Порядок задержания лиц, совершивших посягательство на охраняемый объект, и передача их в органы внутренних дел.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков представляется целесообразным по окончании учебного процесса организовывать стажировку выпускников НОУ. Такая работа могла бы проводиться по двум направлениям: по специальности, а также по  совместному с территориальными органами внутренних дел патрулированию прилегающей территории и участию в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий.  

П Р И М Е Р Н А Я     Ф О Р М А

             учета  негосударственных  образовательных  учреждений

зарегистрированных и действующих на территории МВД,

ГУВД, УВД 

1.Полное наименование

2.Копия свидетельства о государственной регистрации (№, кем и когда выдано)

3.Копия лицензии на право осуществления образовательной деятельности (№, кем и когда выдана, срок действия)

4.Юридический адрес

5.Фактический адрес (в т.ч. адреса используемых тиров, спортивных залов и т.д.), телефон

6.Наличие собственного тира, оружия

7.Ф.и.о. , телефон руководителя НОУ

8.Виды подготовки ( детектив/охранник)

9.Отметки о проверках контролирующими организациями

10.Программы обучения  

Перечень основных вопросов,
подлежащих изучению при организации контроля за деятельностью негосударственных  образовательных учреждений,
осуществляющих подготовку  кадров   для   частных   охранно-сыскных предприятий

I.  Наличие уставных документов:

1.Свидетельства о государственной регистрации;

2.Лицензии на образовательную деятельность;

3.Устава и Учредительного договора;

II. Наличие и состояние учебной материально-технической базы:

1.Свидетельства о праве на собственность или Договоров аренды (совместной деятельности, пользования) на:

а).  офисное помещение;

б).  учебную (ые) аудитории ( количество учебных мест - не менее, чем указано    в 

      Лицензии);

в).  стрелковый тир для проведения стрельб из служебного оружия;

г).   спортивный зал;

д).  учебно-методические разработки, учебная литература, наглядные пособия;

III. Кадровое обеспечение учебного процесса:

а).  списки преподавателей, их квалификация.

IV. Организация учебного процесса:

1. Служебная документация:

а). программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации (согласованные 

     с УЛРР МВД России – в соответствии с копией письма);

б).  расписание занятий;

в). журнал учета посещаемости занятий  (с указанием учебных групп, и подписью 

      преподавателей о проведенных занятиях);

г).  приказ о назначении экзаменационной комиссии;

д). приказы о зачислении слушателей;

е). приказы об окончании обучения и утверждении результатов экзаменов; 

з). экзаменационные ведомости, подписанные членами комиссии ;

2. Порядок зачисления на учебу, оплаты за курс обучения (представляемые слушателями документы, приказы о зачислении, окончании курса, платежные поручения  и т.д.).

3. Порядок изготовления, учета, хранения и выдачи свидетельств об окончании обучения и присвоении квалификации (в том числе организация учета чистых бланков свидетельств).

4. Осуществление контроля за деятельностью НОУ со стороны соответствующих организаций (акты проверок, меры по устранению выявленных нарушений).

Особое внимание уделяется вопросам организации занятий по огневой подготовке (наличие собственного или арендуемого тира, качество выполнения слушателями 3-х упражнений учебных стрельб из служебного оружия, обеспечение мер безопасности при проведении занятий). 

А К Т
проверки негосударственного образовательного учреждения
осуществляющего подготовку кадров охранных и детективных (сыскных) структур


Раздел сайта: Библиотека / Указания МВД России и ДООП (ГУООП) МВД России